«ВАЗ», «Волжский автомобильный
завод» (VAZ), российская фирма по производству легковых автомобилей
марки «Жигули», «Лада» и «Нива» (повышенной проходимости).
Штаб-квартира находится в г. Тольятти (Самарская область).
Строительство завода началось в 1967. Первая очередь, рассчитанная на
выпуск 220 тыс. автомашин в год, вступила в строй в 1971.
За основу при
выпуске малолитражного с пятиместным кузовом «ВАЗ-2101» был взят
«ФИАТ-124».
Мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 60 л. с.,
максимальная скорость — 140 км/ч. «Жигули» задумывались как народный
автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы насытить
«ненасытный» советский рынок. Но конструкторы и заводские инженеры и
механики в дальнейшем столкнулись с массой проблем, которые помешали
эффективно решать поставленные задачи. Сразу же пришлось отказаться от
мысли о доступности автомобиля для рядового человека. С каждой новой
моделью цена на «Жигули» значительно росла. Однако задача насыщения
рынка в какой-то степени решалась, поскольку товар «ВАЗа» отнюдь не
залеживался (в конце 70-х годов появились «Жигули» с кузовом
«универсал»). Кроме того в 1977 появилась новая полноприводная модель
«Нива» — ВАЗ-2121. Тем не менее процесс усовершенствования «Жигулей», а
затем в 80-е годы экспортного варианта «Лада» никогда не
приостанавливался. За советский период существования был освоен выпуск
девяти моделей, среди которых самыми популярными стали, кроме первой,
шестая и с ведущими передними колесами девятая модели («шестерка»
выпускается до сих пор, ее постепенное замещение «десяткой» началось в
1997). После распада Советского Союза АвтоВАЗ, как и все остальные
отечественные промышленные гиганты, вступил в полосу полной перестройки
своей деятельности. Кризис оказался затяжным, но к середине 90-х годов
АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать
производство. В 1997 общее количество произведенных автомобилей
составило 730 тыс. В ближайшее время предполагается увеличить их выпуск
на 18 тыс. штук.
В
1998 с заводского конвейера сошла новая модель 2111, а автомобили
«десятого» семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными
двигателями. И все-таки проблемы остаются, поскольку из-за сравнительно
невысокого качества «Жигулей» российские рынки захватывают корейские и
японские автофирмы. Вследствие этого АвтоВАЗ предпринимает определенные
шаги, чтобы противостоять рыночной конъюнктуре. В ближайшей перспективе
АвтоВАЗа совместное производство вместе с компанией «Адам Опель АГ»
новейшей модели «Опель Астра».